Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. [Смоленская область]

Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. Учебное пособие. Ч. II. — Орёл: Тип. «Труд», 2004. — 688 с.

Раздел "Смоленская область", условная карта области - стр. 470

 

Аннотация раздела "Смоленская область":

Вступительная часть раздела (с.471-473) содержит историческую справку, описание традиционного костюма, краткое описание особенностей смоленских хороводов. Автор последовательно говорит о двух основных хороводных жанрах (орнаментальные и игровые хороводы), приводя соответствующие примеры. Однако материал недостаточно структурирован, и в результате часть игровых хороводов дана после описания орнаментальных, что может ввести в заблуждение читателя. Часть приведенных примеров дана без указания песенного текста и музыки, а несколько примеров содержат только общие наблюдения по стилистике танца. Описания обрядов завивания березы и купалинки не содержат никакого указания на конкретные хореографические формы.

Вторая часть главы по Смоленской области содержит сведения, полезные для хореографов, работающих с постановками народных танцев на сцене. К традиционной хореографии эти данные прямого отношения не имеют.

Материалы данного издания не подтверждены экспедиционной практикой. Нет указаний на места бытования и записи хореографических образцов. В списках литературы указаны как вызывающие доверие этнохореологические источники (Голейзовский, Климов, Бачинская), так и литература по сценическому народному танцу (Захаров, Устинова). Большая часть списка использованных источников информации отсылает читателя к художественной литературе (произведениям русских классиков). В разделе, связанном с танцами, автор не разделяет термины «танец» и «пляска», имеющие принципиальные отличия. Часть приведенных примеров по мнению автора аннотации относятся к жанру пляски, однако автор учебного пособия определяет их как танцы.

 

Тематический указатель по разделу "Смоленская область"
курсивом обозначены примечания автора рецензии

Игровые хороводы/ Хороводы-игры:

  • Воробушек  стр. 473
  • Воробей (без текста) стр. 474, хороводный танец
  • Волжанин – стр. 474
  • А мы просо сеяли – стр. 476
  • Вьюн (без текста) – стр. 477
  • Барин (без текста, без описания хореографии) – стр. 477
  • Подушечка – стр. 477
  • Королевич – стр. 477, в описании сказано, что участвуют только девушки, хотя это поцелуйная игра
  • Уточка (без текста) стр. 478, приуроченный (весенний), девичий
  • Солнце, солнце-колесо – стр. 484, приуроченный (весенний)
  • Как же мне, матушка, белый ленок сеять? – стр. 484
  • Ленок (без текста, без описания хореографии) – стр. 485
  • Молотилка (без текста, без описания хореографии) стр. 485, плясовой, вероятно относится к игровым, но в описании это не указывается

 

Орнаментальные хороводы:

  • Мимо саду, мимо рощи (упоминание) стр. 478
  • Уж ты, хмелюшка-хмелек (упоминание) стр. 478
  • Я посеяла ленку (упоминание) стр. 478
  • Пойдем же, девочки, в зеленые лужочки (упоминание) стр. 478
  • У нас по морю (упоминание) стр. 478
  • У ворот, воротиков (упоминание) стр. 478
  • При долинушке калинушка стоит (без текста) стр. 479
  • Столбики стр. 479, кривой танок, девичий
  • Русалочка (без текста) стр. 480, приуроченный (русальная неделя), девичий
  • Завивание березы (без текста, без описания хореографии) стр. 480, описание обряда, а не хореографического образца
  • Весенний хоровод (без текста)стр. 480
  • Купалинка (без текста, без описания хореографии) стр. 482, описание обряда, а не хореографического образца
  • Гусарики (без текста) стр. 483, плясовой, женский

 

Прочие:

  • Юрий, Юрий, подай ключи (без описания хореографии) – приуроченный (Юрьев день)
  • Упоминаются величальные хороводы. стр. 486

 

В конце раздела о хороводах приводятся сведения о роли аксессуаров в хороводной традиции Смоленской области. стр. 486

 

Танцы (не все хореографические образцы, которые приводятся в этом разделе, относятся к танцам):

  • Звездочкастр. 486, смешанная форма, женская пляска на троих
  • Круговая стр. 486, смешанная форма, женская пляска на четверых
  • Полька «Рассыпуха» стр. 487, пляска
  • Полька «Растяпа» –  стр. 487, игра
  • Чижикстр. 487, кадрильная пляска на чётное количество пар (кадриль)
  • Платочки стр. 488, пляска с элементами разыгрывания (из Голейзовского)
  • Гусачок (без описания хореографии) стр. 488, групповая пляска
  • Матлет – стр. 489, парный танец
  • Гопарик – стр. 490, парный танец на 8 пар
  • Нареченька – стр. 491, парный танец
  • Досада – стр. 492, парный танец

 

Сценические постановки:

  • Смоленская кадриль. Сценическая обработка Ф. Денисова (Народные танцы – М.: Профиздат, 1954) – стр. 493-505

 

Основные движения танцев Смоленской области. стр. 506-514:

  • Шаркающий ход
  • Переменный шаг
  • Дробь-ключ
  • Присядка
  • Простая дробь
  • Ковырялочка с притопом
  • Дробь с подскоком
  • Голубец с притопом
  • Дробь с притопом
  • Хлопки с поворотом
  • Дробь с двумя притопами
  • Метелочка с одной ноги
  • Тройной притоп
  • Переменный ход назад
  • Перебор с хлопком
  • Ползунок
  • Переменный быстрый шаг
  • Шаги с приплясом
  • Пружинистый переменный шаг
  • Шаг с выносом ноги на каблук
  • Прыжок с выносом ноги на каблук
  • Легкий бег
  • Тройной притоп с соскоком на две ноги
  • Широкий шаг с ковырялочкой
  • Ход «гусачка»
  • Шаги с голубцом
  • Голубец с выносом ноги на каблук
  • Шаг с приставкой
  • Голубец с притопом
  • Шаг с подскоком и притопом

 

Также приводятся 15 основных позиций рук в танцах Смоленской области. стр. 515-517

В цветной вклейке даны женский и мужской костюмы Смоленской области.

 

Нотное приложение. стр.518-521:

  • Досада
  • Полька «Гусачок»
  • Посеяли девки лен
  • Кума, кума, покумись
  • Смоленский гусачок

 

Обзор и аннотацию подготовил Узлов И.С.

Темы: