Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. Учебное пособие. Ч. II. — Орёл: Тип. «Труд», 2004. — 688 с.
Раздел "Смоленская область", условная карта области - стр. 470
Аннотация раздела "Смоленская область":
Вступительная часть раздела (с.471-473) содержит историческую справку, описание традиционного костюма, краткое описание особенностей смоленских хороводов. Автор последовательно говорит о двух основных хороводных жанрах (орнаментальные и игровые хороводы), приводя соответствующие примеры. Однако материал недостаточно структурирован, и в результате часть игровых хороводов дана после описания орнаментальных, что может ввести в заблуждение читателя. Часть приведенных примеров дана без указания песенного текста и музыки, а несколько примеров содержат только общие наблюдения по стилистике танца. Описания обрядов завивания березы и купалинки не содержат никакого указания на конкретные хореографические формы.
Вторая часть главы по Смоленской области содержит сведения, полезные для хореографов, работающих с постановками народных танцев на сцене. К традиционной хореографии эти данные прямого отношения не имеют.
Материалы данного издания не подтверждены экспедиционной практикой. Нет указаний на места бытования и записи хореографических образцов. В списках литературы указаны как вызывающие доверие этнохореологические источники (Голейзовский, Климов, Бачинская), так и литература по сценическому народному танцу (Захаров, Устинова). Большая часть списка использованных источников информации отсылает читателя к художественной литературе (произведениям русских классиков). В разделе, связанном с танцами, автор не разделяет термины «танец» и «пляска», имеющие принципиальные отличия. Часть приведенных примеров по мнению автора аннотации относятся к жанру пляски, однако автор учебного пособия определяет их как танцы.
Тематический указатель по разделу "Смоленская область"
курсивом обозначены примечания автора рецензии
Игровые хороводы/ Хороводы-игры:
- Воробушек – стр. 473
- Воробей (без текста) – стр. 474, хороводный танец
- Волжанин – стр. 474
- А мы просо сеяли – стр. 476
- Вьюн (без текста) – стр. 477
- Барин (без текста, без описания хореографии) – стр. 477
- Подушечка – стр. 477
- Королевич – стр. 477, в описании сказано, что участвуют только девушки, хотя это поцелуйная игра
- Уточка (без текста) – стр. 478, приуроченный (весенний), девичий
- Солнце, солнце-колесо – стр. 484, приуроченный (весенний)
- Как же мне, матушка, белый ленок сеять? – стр. 484
- Ленок (без текста, без описания хореографии) – стр. 485
- Молотилка (без текста, без описания хореографии) – стр. 485, плясовой, вероятно относится к игровым, но в описании это не указывается
Орнаментальные хороводы:
- Мимо саду, мимо рощи (упоминание) – стр. 478
- Уж ты, хмелюшка-хмелек (упоминание) – стр. 478
- Я посеяла ленку (упоминание) – стр. 478
- Пойдем же, девочки, в зеленые лужочки (упоминание) – стр. 478
- У нас по морю (упоминание) – стр. 478
- У ворот, воротиков (упоминание) – стр. 478
- При долинушке калинушка стоит (без текста) – стр. 479
- Столбики – стр. 479, кривой танок, девичий
- Русалочка (без текста) – стр. 480, приуроченный (русальная неделя), девичий
- Завивание березы (без текста, без описания хореографии) – стр. 480, описание обряда, а не хореографического образца
- Весенний хоровод (без текста) – стр. 480
- Купалинка (без текста, без описания хореографии) – стр. 482, описание обряда, а не хореографического образца
- Гусарики (без текста) – стр. 483, плясовой, женский
Прочие:
- Юрий, Юрий, подай ключи (без описания хореографии) – приуроченный (Юрьев день)
- Упоминаются величальные хороводы. стр. 486
В конце раздела о хороводах приводятся сведения о роли аксессуаров в хороводной традиции Смоленской области. стр. 486
Танцы (не все хореографические образцы, которые приводятся в этом разделе, относятся к танцам):
- Звездочка – стр. 486, смешанная форма, женская пляска на троих
- Круговая – стр. 486, смешанная форма, женская пляска на четверых
- Полька «Рассыпуха» – стр. 487, пляска
- Полька «Растяпа» – стр. 487, игра
- Чижик – стр. 487, кадрильная пляска на чётное количество пар (кадриль)
- Платочки – стр. 488, пляска с элементами разыгрывания (из Голейзовского)
- Гусачок (без описания хореографии) – стр. 488, групповая пляска
- Матлет – стр. 489, парный танец
- Гопарик – стр. 490, парный танец на 8 пар
- Нареченька – стр. 491, парный танец
- Досада – стр. 492, парный танец
Сценические постановки:
- Смоленская кадриль. Сценическая обработка Ф. Денисова (Народные танцы – М.: Профиздат, 1954) – стр. 493-505
Основные движения танцев Смоленской области. стр. 506-514:
- Шаркающий ход
- Переменный шаг
- Дробь-ключ
- Присядка
- Простая дробь
- Ковырялочка с притопом
- Дробь с подскоком
- Голубец с притопом
- Дробь с притопом
- Хлопки с поворотом
- Дробь с двумя притопами
- Метелочка с одной ноги
- Тройной притоп
- Переменный ход назад
- Перебор с хлопком
- Ползунок
- Переменный быстрый шаг
- Шаги с приплясом
- Пружинистый переменный шаг
- Шаг с выносом ноги на каблук
- Прыжок с выносом ноги на каблук
- Легкий бег
- Тройной притоп с соскоком на две ноги
- Широкий шаг с ковырялочкой
- Ход «гусачка»
- Шаги с голубцом
- Голубец с выносом ноги на каблук
- Шаг с приставкой
- Голубец с притопом
- Шаг с подскоком и притопом
Также приводятся 15 основных позиций рук в танцах Смоленской области. стр. 515-517
В цветной вклейке даны женский и мужской костюмы Смоленской области.
Нотное приложение. стр.518-521:
- Досада
- Полька «Гусачок»
- Посеяли девки лен
- Кума, кума, покумись
- Смоленский гусачок
Обзор и аннотацию подготовил Узлов И.С.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии