Костромская обл., Пыщугский район. Круговая кадриль "Козлик"

Костромская обл., Пущугский район. История выявления и фиксации.Экспедиции: 1993 — Костромской областной дом народного творчества, Российское телевидение (РТР), программа «Мировая деревня». Год, собиратели: 1993 — М.Н. Гарбузова, Т.В. Кирюшина, С.Н. Старостин, А.И. Шилин, Ф.И. Симмуль, Н.В. Кокарев. 

Место хранения: Личные архивы А.И. Шилина, Т.В. Кирюшиной, С.Н. Старостина.

Круговая кадриль «Козлик» была чрезвычайно популярна в селе Пыщуг в начале ХХ века. Она исполнялась в любое время года как на праздниках, так и на обычных увеселительных собраниях молодёжи. Впоследствии танец вышел из активного  бытования и был восстановлен в 70-е годы XX века по сведениям, полученным от местных жителей. В декабре 1993 года знатоки и мастера народного танца Людмила Юрьевна Смирнова, Николай Иванович Бабарыкин, Вячеслав Николаевич Кузнецов и другие исполнили кадриль «Козлик» по просьбе московских фольклористов и сотрудников Российского телевидения. Впоследствии видеосъемка кадрили вошла в передачу из цикла «Мировая деревня».

В кадрили принимало участие шесть пар, танцевавших под наигрыш «Камаринского», исполненный на гармонике-хромке местным музыкантов Николаем Александровичем Кузнецовым.

Перед началом исполнения фигур танца ведущий, следуя традиции, выкрикивал их название. В «Козлик» входило семь основных фигур, каждая из которых имела свое местное название: круг, встреча, проходка, воротца, капустка, под крендель, прощальная.

Основа каждой фигуры танца – круг. В начале кадрили все желающие танцевать участники, взявшись за руки, идут по кругу против часовой стрелки. Каждая фигура строится на своем хореографическом рисунке:

1. «Круг в круге», «Корзиночка» (фигура 1 — круг). В начале фигуры девушки образуют внутренний круг, мужчины внешний. Внутренний круг (девушки) движется по часовой стрелке, внешний (мужчины) против часовой стрелки. Дойдя до своих партнерш мужчины перебрасывают соединенные руки через их головы, образуя «Корзиночку», которая движется против часовой стрелки.

2. «Шен» (фигура 2 — встреча) — партнёры, двигаясь по кругу в противоположном направлении (женщины – по часовой стрелке, мужчины — против часовой стрелки), обходят идущих на встречу одного слева, другого справа, поочерёдно подавая то левую, то правую руку.

3. «Воротца» (фигура 4) — исполняются каждой парой совместно с другой, стоящей рядом.

4. «Капустка» (фигура 5) — все исполнители проходят поочередно в сделанные из рук ворота, начиная с последней пары (в других регионах эту фигуру иногда называют «Плетень»).

5. «Под крендель» (фигура 6) — каждая пара, вращаясь поочерёдно с другими парами, проходит весь круг. При этом следующая пара вступает в танец, не дожидаясь, когда предыдущая закончит движение.

Все фигуры исполнялись под один наигрыш, чаще всего — «Камаринского». Наигрыш характеризуется шестимерным музыкально-ритмическим периодом. Каждая фигура завершалась вращениями под правую и под левую руку.

В 2002 году танец "Козлик" был исполнен по просьбе участников международной фольклорной экспедиции (руководители экспедиции: А.И. Шилин, Е.Г. Боронина).

С 1970-х годов вплоть до нашего времени кадриль исполняется в неизменном виде. «Козлик» неоднократно включался в фестивальные и концертные программы, показанные не только в других районах Костромской области, но и в Москве. Он был исполнен в 1999 году на концерте ведущих коллективов Костромской области в Центральном доме работников искусств в Москве. Этот танец вошёл в репертуар многих самодеятельных и профессиональных фольклорных и хореографических коллективов, в частности, ансамбля фольклорного танца «Карусель» поселка Караваево Костромской области (руководитель — Смирнова Елена Юрьевна).

https://www.culture.ru/objects/2897/krugovaya-kadril-kozlik-sela-pishchu...

Темы: