Костромская обл., Кадыйский район, д.Паньково. Квадратная кадриль "Семизарядная"

 

Костромская обл., Кадыйский район, д.Паньково. История выявления и фиксации. Экспедиции: 1995 — А.И. Шилин, Т.В. Кирюшина, М.Н. Гарбузова; 2002 — А.И. Шилин, Е.Г. Боронина, М.М. Крюкова. Место фиксации: Костромская область, Кадыйский район, деревня Паньково. Место хранения: Личные архивы А.И. Шилина, Т.В. Кирюшиной, Е.Г. Борониной и М.М. Крюковой.

Место хранения: Все материалы хранятся в личных архивах собирателей.

В феврале 1995 года группа московских фольклористов осуществляла в Кадыйском районе Костромской области видеосъемку местных традиционных танцев. В деревне Паньково местные жительницы показали уникальный образец народной хореографии — квадратную кадриль «Семизарядную».

В юности все плясуньи танцевали эту кадриль на вечёрках и молодежных гуляньях, поэтому она очень хорошо запечатлелась в их памяти. Раньше в кадрили наряду с девушками участвовали и парни, но в 1990-е годы найти исполнителей-мужчин собирателям не удалось.

Плясуньи были одеты в темно-красные костюмы, сшитые для них в клубе. За основу был взят крой и фасон кофты с юбкой (парочки), которые носили жительницы кадыйских деревень в первой половине ХХ века. Кофты (баски) облегали фигуру, а юбки имели довольно широкий подол, что позволяло исполнительницам свободно двигаться в танце. Головы были повязаны павловопосадскими платками в тон парочкам. В руках все участницы кадрили держали небольшие белые платочки.

После того, как плясуньи подготовились к танцу и встали на свои исходные места, одна из них выкрикнула: «Семизарядную нам!» Это был сигнал гармонисту. Зазвучала музыка первой фигуры (заряда) кадрили.

В квадратной кадрили пары стоят параллельно стенам. В первой фигуре каждая пара по очереди идет к противоположной, исполняя несложные дроби. Возвращаясь на своё место, первая пара кружится под руки. Разъединив руки, две женщины из противоположных пар обходят друг друга в центре, исполняя «до-за-до» (хореографическое движение, в котором танцоры меняются местами) с поворотом. В первом заряде пляска каждой из четырех пар заканчивалась выходом вперёд, притопом и возвращением на своё место. После того, как первая пара заканчивала танец, ей навстречу выходила противоположная, и так продолжалось, пока все пары не исполнили положенные движения.

Второй фигура очень похожа на первую; различие состоит в том, что в ней солирующая пара, приплясывая, подходит к противоположной дважды.

Третья фигура кадрили более сложная, чем две предыдущих. В ней присутствуют и переходы на противоположные места, и «до-за-до» в сочетании с другими элементами. Её исполнение вызвало у исполнительниц определенные затруднения.

Четвёртый заряд исполнялся под наигрыш «Русского». Основу этой фигуры составляет сольный выход с пляской и частушками, после которого следовали несложные переходы пар и отдельных танцоров.

Пятая фигура сопровождалась наигрышем «Камаринского». Большая часть её исполнялась всеми четырьмя парами по кругу. Этот заряд включал разные формы движения, такие как «карусель» со сменой партнёров и «шен» («змейка»). И «карусель», и «шен» относятся к числу элементов, наиболее часто встречающихся в кадрилях в Русского Севера и Поволжья.

Шестую фигуру, как и четвёртую, плясали под наигрыш «Русского». В этом заряде также присутствует движение «шен», только в более сложном исполнении — с поворотом под руку с каждым встречным по кругу. Шестая фигура начинается с общего круга. Все исполнительницы берутся за руки и двигаются сначала в левую, а потом в правую сторону. Соединенные руки держат на уровне груди. В начале шестой фигуры все хором поют частушки под «Русского».

Седьмой заряд похож на третий, он также довольно сложный. В отличие от третьего, противоположные пары, начинающие плясать, приближаясь друг к другу, хлопают в ладоши. Эта фигура сложна по составу движений, в ней есть и переходы на противоположные места, и вращения, и дроби. Основу движения участников кадрили составляли простые шаркающие шаги, часто перемежающиеся дробями. Руки почти всегда были опущены, если плясуньи поднимали их, то только до уровня груди.

Кадриль исполнялась под наигрыши на гармони-тальянке, а перед ее началом и по окончании все участники обычно пели походные хоровые частушки «По деревне», так было и в 1995 году во время сеанса видеозаписи.

https://www.culture.ru/objects/2910/kvadratnaya-kadril-semizaryadnaya-v-...

Темы: